Городской заказ Санкт-Петербурга,
30 августа 2002 г.
Страхование рисков в системе госзаказа 857 просмотров
Цель данной заметки — отметить некоторые особенности, которые сопутствуют рискам и их страхованию применительно к системе госзаказа.
Прежде всего, следует остановиться на содержании термина «риск». На обыденном уровне риск можно трактовать как меру опасности. Он связан с вероятностью появления неблагоприятного события и объемом этого события (потери, ущерб, убытки). Понятие «риск» используется во многих приложениях (экономике, технике, психологии и т.д.), где имеется своя специфика, которая проявляется как в предмете риска, так и в способах его исследования. Помимо этого, в настоящий момент наблюдается развитие оснований самого понятия «риск», что лишний раз подтверждает его востребованность. В качестве примера можно привести столкновение лайнеров. Оценка вероятности этого события (порядка 10-16) плохо стыкуется с реальностью этого трагического события. Не касаясь оценки инструмента анализа, очевидно, что он недостаточно адекватен при управлении подобными опасными ситуациями. Для иллюстрации субъективной грани риска, которая неотъемлема от сферы принятия решений, интересно сравнить его оценку в разных слоях общества, которая приведена ниже в таблице:
Таблица. Оценка видов риска разными социальными группами Следует отметить, что простые трактовки феномена оценки риска разными группами общества, подобные ссылкам на недостаток информации (например, оценка риска ядерной технологии студентом и экспертом), не дают однозначного разрешения парадокса оценки. Перейдем теперь к рискам в системе госзаказа, непосредственно связанной с исполнением бюджета. Их присутствие можно проиллюстрировать таким емким примером, как необходимость корректировки бюджета в связи с природными катастрофами, например, наводнением. Что касается организационных рисков, присущих функционированию системы госзаказа, то об их присутствии свидетельствует наличие системы конкурсных гарантий, на которой необходимо остановиться подробнее. Наиболее распространенной разновидностью гарантий в практике системы госзаказа Санкт-Петербурга является обеспечение конкурсного предложения, которое иначе называют гарантией серьезности намерений участника конкурса. Суть дела в том, что проведение конкурса связано с определенными затратами, и госзаказчик предполагает их компенсировать за счет заключения контракта на более выгодных для себя условиях (например, снижение цены контракта за счет конкуренции). Но если победитель конкурса откажется заключить контракт на условиях конкурсной заявки, то потери для заказчика неизбежны. Для того чтобы избежать этих потерь (рисков), и предназначено вышеупомянутое обеспечение. Размер этого обеспечения определяется величиной затрат заказчика на проведение конкурса. По законодательству РФ его размер не должен превышать 3% от предполагаемой цены госконтракта. В связи с этим, необходимо отметить следующее обстоятельство. В практике конкурсов в РФ в приглашении заказчик обычно требует предоставления обеспечения конкурсной заявки в размере 3% от предполагаемой суммы госконтракта. Ввиду разных цен конкурсных заявок претендентов, размеры обеспечения заявки будут отличаться. По-видимому, более целесообразно указание размера обеспечения в виде абсолютной суммы и необязательно в размере 3%. Для крупных контрактов величина этого обеспечения может быть снижена с целью повышения привлекательности конкурса для потенциальных участников. Данное обеспечение должно входить в комплект документов конкурсной заявки. Отсутствие его — основание для отклонения конкурсной заявки. Обеспечение конкурсной заявки удерживается в следующих случаях: — отзыв конкурсной заявки до истечения срока ее действия; — отказ победителя подписать госконтракт согласно конкурсной документации. Срок действия обеспечения конкурсной заявки определяется сроком действия самой заявки, то есть — до подписания контракта. Предварительное обеспечение (гарантия) исполнения контракта — материальная гарантия по надлежащему исполнению поставщиком его обязательств по контракту. Обычно оно составляет величину порядка 10-15% от цены контракта и возвращается поставщику после выполнения обязательств по контракту. Обеспечение гарантийного обслуживания составляет сумму порядка 5% стоимости контракта и возвращается после окончания гарантийного срока. Авансовые гарантии применяются при авансовых платежах поставщику. В этом случае поставщик предоставляет заказчику авансовые гарантии на всю сумму предоплаты. Далее следует обратиться к формам обеспечения исполнения обязательств согласно ГК РФ. Содержание понятия банковской гарантии сформулировано в ст. 368 ГК РФ. В конкурсной документации помимо формы самой банковской гарантии целесообразно отметить следующие моменты: — указание тех банков, гарантии которых устроят заказчика; — сумма банковской гарантии; — дата вступления в силу банковской гарантии; — срок действия банковской гарантии. Банковские гарантии бывают двух видов: безусловная и условная. Первая предпочтительнее для госзаказчика, вторая — для участника. Обеспечение конкурсной заявки в виде задатка (§ 7, гл.23 ГК РФ), по-видимому по привлекательности для заказчика стоит на втором месте после безусловной банковской гарантии. Об этом свидетельствует и распространенность задатка в системе конкурсных гарантий. Поручительство — более общая форма по сравнению с банковской гарантией. Поручителем может быть любое лицо, которое удовлетворяет как заказчика, так и участника конкурса (ст. 361 ГК РФ). Наличие третьей стороны (поручителя) существенно усложняет взаимоотношения и, естественно, меньше используется госзаказчиком в процессе проведения конкурса. Содержанию понятия «залог» посвящен § 3 гл.23 ГК РФ. В силу того, что предметом залога является имущество и имущественные права, его применение в практике проведения конкурсов приводит к проблеме ликвидности предмета залога. Страховой сертификат в качестве формы конкурсных гарантий пока не нашел применения в системе госзаказа. И не последним является возможность затягивания сроков получения заказчиком средств, указанных в этом обеспечении. После краткого обзора конкурсных гарантий в системе госзаказа необходимо подчеркнуть, что назначение обеспечения конкурсной заявки заключается в страховании организационного риска при проведении конкурса. Использование его суммы (пусть и частично) на другие цели (например, в виде входной платы) может привести к снижению эффективности процедуры конкурса при закупках. В заключении отметим, что использование понятийного аппарата рисков, их сегментация и формирование системы конкурсных гарантий этих рисков позволяет увеличить надежность закупочного цикла, не снижая его эффективности.
А.СОЛДАТКИН, к.т.н.
В статье приведены рисунки «Система конкурсных гарантий» и «Формы обеспечения исполнения обязательств».
Вся пресса за 30 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Конкурсы, Регулирование, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|